Search this blog

Translate the language:

2015/05/19

Клей для холодного фарфора. Какой выбрать? Какой лучше? Обзор и test drive.

Glue for cold porcelain - Colla per porcellana fredda - Pegamento para porcelana fría - Colle pour porcelaine froide.
Instagram
Всегда актуальный и насущный вопрос: Какой клей подходит для варки холодного фарфора? Первое, что надо знать - это клей ПВА (ПолиВинилАцетат), иначе часто именуемый "белый клей", а какой именно PVA, постараемся разобраться. Я уже давно планировала написать подобную статью, но пишу сейчас, т.к. на данный момент моя "копилка" разновидностей клея ещё пополнилась. У многих возникают вопросы : "Почему не получился холодный фарфор?", "Какой клей подходящий для холодного фарфора?", "Каким клеем пользуетесь Вы для создания холодного фарфора?" и пр. Теперь отвечать будет проще, давая ссылку на эту статью, в которой я постараюсь написать всё, что сама знаю касательно этих вопросов, и поделиться с вами собственным опытом по пробам клея для приготовления домашнего холодного фарфора или полимерной глины. Перечислю известные мне виды клея, из которых у меня получался хороший холодный фарфор и не очень.
Если вы знаете хороший клей для холодного фарфора, пожалуйста, напишите о нём в комментариях, добавляйте ссылки на блоги и статьи! Давайте соберём всю возможную информацию из разных стран по названиям клея и его свойствам после приготовления, чтобы помочь и себе и другим в создании лучшего холодного фарфора. 
Предлагаю ознакомится с информацией в статье "Керамическая флористика", она может быть полезна, особенно начинающим.
Вы можете посмотреть Все мои цветы из полимерной глины (холодного фарфора) слепленные в стиле "ботаническая скульптура" "флористическая скульптура"  



Практически во всех известных марках готового холодного фарфора и подобных ему отвердевающих на воздухе полимерных глин в составе есть ПВА (PVA) или ЭВА (EVA - этилен-винил-ацетат).
Возможно, даже многие опытные мастера-"фарфороварщики" удивятся, но отличный домашний холодный фарфор получается ещё и из поливинилового спирта ПВС (polyvinil-alcohol), а вернее из его водного раствора, т.е. клея (о нём пункт 19 ниже). Пока в интернете мне не встречался рецепт с клеем ПВС.  Я пробовала и такой клей для варки холодного фарфора, но обо всём по-порядку напишу ниже.

В интернете встречается много рецептов холодного фарфора без клея. Скажу сразу, что такая масса для лепки имеет право на существование, но не для изящных, тонких изделий. Она хорошо подойдёт для лепки детишкам или для более грубых поделок. Для лепки тонких лепестков, максимально приближённых к живым, например, она не подойдёт точно, для лепки миниатюр, кукол - тоже. Если хотите слепить что-то стоящее, красивое, долговечное - не гонитесь за упрощёнными рецептами. Даже если вы только начинаете лепить и тренируетесь, лучше сразу приготовить хорошую массу для лепки - только тогда вы сможете убедиться, что у вас лепить получается замечательно! 

Главные требования к клею для получения хорошего холодного фарфора:
Во время приготовления и после, масса холодного фарфора должна быть однородной, пластичной, эластичной, легко и послушно принимать придаваемую ей форму и сохранять её, не липнуть - эти качества массы в первую очередь зависят от качества клея, а потом уже от всех остальных компонентов. После высыхания холодный фарфор из разных видов клея, в зависимости от наших требований, может получиться гибкий и прочный, жёсткий и прочный. Ещё одно желательное требование - водостойкость полимерной глины. Но иногда случается, что рецепт не удался и ХФ бывает и хрупкий и не прочный после высыхания - чаще всего виной всему является неподходящий клей .
Некоторые виды клея довольно хорошо реагируют на воздействие температуры и прекрасно завариваются с крахмалом, но далеко не все.
Именно из-за этого ваш ХФ может и не получиться. И ещё, к слову - если крахмал не белый, то можно попробовать отбелить массу для лепки. 

Многие мастера, особенно занимающиеся лепкой цветов, стремятся добиться того, чтобы холодный фарфор после высыхания оставался прочным и гибким. А в некоторых случаях нужен холодный фарфор жёсткий и твёрдый после высыхания. Такие результаты можно получить используя разные виды клея или смешивая их между собой. Протестировав большое количество видов клея для приготовления холодного фарфора я нашла некоторые варианты выхода из положения для создания гибкого холодного фарфора после отвердевания. 
Я заметила, что даже хороший, пластичный клей, который после высыхания в чистом виде очень эластичен и не хрупок, после варки массы становится жёстким (но это ещё не так плохо) или даже хрупким, ломким (что уже не приемлемо для лепки тончайших изделий). После долгих поисков и проб мне удалось создать несколько новых рецептов холодного фарфора без горячей обработки. Теперь, те виды клея, которые не прошли тест в классическом рецепте и, которые, казалось бы, нельзя использовать для варки ХФ, я активно использую в рецептах без варки. Посмотреть их можно в этих статьях: Рецепт холодного фарфора или отвердевающей на воздухе полимерной глины...  , Полимерная глина из альгината натрия .
Посмотреть видео, как должен выглядеть хороший, правильно сваренный  холодный фарфор вы можете в конце моей статьи Действительно хороший и проверенный рецепт холодного фарфора.  Но По рецепту без термической обработки , холодный фарфор может выглядеть немного по-другому.

Сколько всего видов клея я попробовала, сосчитать трудно, но некоторые из них     сосчитаем вместе с вами в этой статье =)). Я коротко опишу свойства и то, как каждый клей ведёт себя при приготовлении холодного фарфора и после высыхания готового ХФ.

Но прежде чем приступить к описанию конкретных видов и названий клея хочу добавить немного общей, но необходимой информации: 
1. Вы можете увидеть на бутылочке клея такую маркировку - D1D2, D3, D4, EN-204. Она означает степень влагостойкости клея. Чем больше число возле буквы D, тем выше влагостойкость. Многие, почему-то, путают эту маркировку с пластификаторами, т.е. считают, если есть D... , значит клей в высохшем холодном фарфоре будет обязательно гибкий. Это далеко не всегда так, в чём я сама лично убедилась. Возможно, в некоторых случаях, присадка, добавляемая в клей для водостойкости  может служить дополнительно и пластификатором. Холодный фарфор, приготовленный из такого клея имеет более высокую степень влагостойкости, чем из обычного клея.
Но, вариться в холодном фарфоре он может гораздо сложнее. Чаще случается перевар, масса может стать резиновой, жёсткой, сухой, творожистой, песочной, неоднородной.
Если у вас случится такой казус, попробуйте клея добавить чуть больше, чем обычно по рецепту; уменьшить время варки; уменьшить температуру. Т.е. под такой клей придётся подстраиваться индивидуально. Или другой выход из положения - готовить ХФ без варки. Ссылки на рецепты без варки я давала выше.
2. Желательно купить клей ПВА, на котором будет написано "Дисперсия ПВА пластифицированная", или в составе "поливинилацетатная смола, вода, пластификаторы", или что-то подобное. Тогда есть больше вероятности, что холодный фарфор после высыхания останется гибким, "гнущимся", эластичным, благодаря пластификаторам. Но и это ещё далеко не 100% факт, что ваш ХФ после высыхания останется таким гибким, как вы хотели, и что сама масса при приготовлении будет эластичной и однородной. У разных производителей разные добавки и пластификаторы.
3. А есть и такие виды клея ПВА, на которых не написано "дисперсия", "пластифицированная" и пр., а он остаётся очень гибким после высыхания массы. Так что можно пробовать.
4. В поисках идеального клея для холодного фарфора стоит обратить внимание в сторону клея ПВА для детского творчества (у меня есть такой любимчик, жаль объём маленький); клея для полиграфии (книжного, журнального, и пр.), а не только столярного, который чаще всего рекомендуют. Ещё хорошо подходит клей ПВА универсальный, на котором написано, что клеит бумагу, картон, кожу, ткани, дерево и пр. и пр.
5. Неудачи при варке холодного фарфора ещё могут случиться из-за истёкшего срока годности клея или хранения в ненадлежащих условиях. Хотя у меня был случай с клеем от Henkel ("Pattex", в России его называют "Момент")  - он простоял года полтора в неотапливаемом помещении на даче, надо было сварить ХФ, а у меня под рукой ни чего другого не оказалось в тот момент. Сварила и всё удачно получилось. Так что не спешите выбрасывать старый клей, можно попробовать сварить маленькую порцию. А вот клей Eskaro у меня в первой покупке был отличным, а во второй раз что-то с ним стало не так. Либо срок годности, либо хранили его не правильно, а может формулу производители поменяли (и такое бывает!), но не такой он прочный стал, как раньше, хотя гибкость сохраняется.
6. Ещё важно учитывать, что в клей добавляются многочисленные дополнительные добавки, наполнители, загустители, растворители, отвердители, стабилизаторы, пластификаторы, антисептики, консерванты и пр., в зависимости от назначения клея. Поэтому он может повести себя совершенно непредсказуемо с теми ингредиентами, которые начинаем добавлять в него мы. Он может свернуться комочками, расслоиться, загустеть или наоборот разжижиться и т.д.
7. Смешивание клея. Когда по каким-то параметрам (цвет, густота, эластичность и пр.) клей вас не устраивает, его можно попробовать смешать с другим видом клея. Бывает так, что два средненьких по качеству клея, смешанных друг с другом в различных пропорциях (приходиться подбирать опытным путём) дают в итоге отличный холодный фарфор.

А теперь виды клея, которые я протестировала на практике приготовления холодного фарфора: 
Все основные качества ХФ из этих видов клея я описываю для классического рецепта холодного фарфора, т.е. варёного.  Те виды клея, которые  тестировала в рецептах без варки, я отмечу. И ещё хочу сказать о гибкости, чтобы было понятней - когда я пишу, что ХФ очень гибкий после высыхания, то имею ввиду такую примерно гибкость лепестков как из Darwi flower clay, Modena, Fleur.  
1. Creativ kids - детский клей, дисперсия PVA. Тот самый мой любимчик. Белый, после высыхания прозрачный. Масса для лепки из него получается идеальной. После высыхания холодный фарфор очень гибкий. Кратковременное попадание воды выдерживает, надолго замачивать не стоит. Отлично смешивается со всякими столярными и строительными клеями, придавая им гибкость и эластичность. Полупрозрачный.
   

2. Cleopatre Cleocol - клей производится во Франции. Из этого клея производится французский холодный фарфор WePam. Клей для детского творчества, хобби, универсальный. Мне очень нравится. Из него во Франции варят производственный холодный фарфор и домашний. Отличный клей для холодного фарфора! Сам клей слегка кремового цвета, вернее он белый но в сторону тёплого, молочного цвета, при высыхании слегка матовый. После высыхания холодный фарфор крепкий и гибкий, скорее средне-гибкий. Есть ещё один клей у этого же производителя с оранжевой этикеткой, тоже очень хороший для холодного фарфора. Длительное замачивание не выдержит (6 мин в воде), но недолгое попадание воды или капель - вполне. Можно спокойно протирать влажной салфеткой.  Очень хорошо смешивается с другими видами клея, которые по-хуже, при этом масса остаётся хорошего качества. С этим клеем так же получается отличный холодный фарфор без варки. Клей малопрозрачный.

3. Hi-Tack all purpose very stycky glue. Impex. - очень хороший клей для холодного фарфора. Тоже позиционируется как клей для творчества и хобби, но универсальный. Белый, после высыхания прозрачный. Масса из него получается такой, как надо, только совсем слегка липнет к рукам. После высыхания холодный фарфор из него очень гибкий. Не водостойкий. Его лучше смешивать с каким-либо другим клеем, даже жёстким - в итоге ХФ всё равно будет эластичным. Смешивать можно 50/50, а можно даже и больше жёсткого клея - всё зависит от того, какую пластичность сухого холодного фарфора вы планируете. По рецепту без варки ещё не пробовала, но это и не нужно, т.к. он легко переносит высокую температуру, не меняя эластичных качеств.  Клей прозрачный. 

4. Lagoon decupage - тоже клей для хобби, для декупажа, декупажа ткани, ещё используется и как лак. Белый, после высыхания прозрачный. Масса из него получается очень хорошей, но после высыхания жёсткой, не гибкой. Хорошо подойдет для лепки изделий не имеющих тонких до прозрачности краёв. Очень тонкие края лепестков могут отламываться при нажимании на них. По рецепту без варки ещё не пробовала. 

5. Weisser Bastelkleber onhe losungs mittel от MEYCO (neue rezeptur). - Белый, полупрозрачный ближе к прозрачному. После высыхания очень прозрачный. Клей для хобби и творчества, универсальный. Холодный фарфор из него получается замечательный, очень белый и уже в сыром виде имеющий полупрозрачность. После высыхания не гибкий, жёсткий. Хорошо подошёл бы для лепки кукол, различных миниатюр. А вот очень тонко раскатанные края лепестков могут сломаться, если их перегибать. По рецепту без варки ещё не пробовала. Мало водостойкий, надолго замачивать в воде не стоит. 

6. Beston (Снежка) D1 - столярный клей PVA с пластификатором , универсальный. Белый, после высыхания прозрачный. Холодный фарфор из него получается хороший. После высыхания средне-гибкий, водостойкий. Выдержал в воде 6 мин, размягчился, но форму не потерял, после повторной просушки потерял гибкость. По рецепту без варки ещё не пробовала. Полупрозрачный.

7. Eskaro PVA - очень белый, универсальный клей PVA, после высыхания очень прозрачный. Холодный фарфор с ним получается отличный для лепки, беленький, эластичный.  После высыхания гибкий, водостойкий. Выдержал 6 мин. пребывания в воде, форма сохранилась, не раскис вообще, только размягчился. Ещё я заметила, что этот клей при варке с кукурузным крахмалом обладает большей эластичностью после высыхания ХФ, а вот с картофельным он более хрупкий. Последняя партия этого клея мне попалась не очень удачная. Гибкость и пластичность осталась, но прочность при сильном сгибании тонкого лепестка стала хуже. В рецепте без температурной обработки гибкость сохраняется, но он (клей) не очень любит сухие наполнители в большом количестве. Тонкие лепестки могут крошиться по краям. 

8. Lydiakol - клей для холодного фарфора, производится испанским поставщиком готового холодного фарфора Porcelana Fria Lydia. Белый, после высыхания полупрозрачный. В сыром холодном фарфоре как будто пружинит слегка. Холодный фарфор после высыхания среднегибкий, прочный. В воде 6 минут не выдержал - раскис. Не водостойкий.

9. Pattex palma fa D3 Henkel (Момент) - водостойкая дисперсия ПВА для всех видов древесины, изделий из дерева, окон, дверей, мебели. Белый, после высыхания очень прозрачный клей. Варёный холодный фарфор получается из него творожистый, немного неоднородный, но лепить из него можно. Этот клей легко переваривается. Желательно добавлять его больше, чем по классическому рецепту. Высушенные лепестки не гибкие, но прочные. В воде выдерживают 6 минут не размокая. Этот клей лучше смешивать с другим видом клея, который даёт эластичную, гладкую массу для лепки (например с такими как 1, 2, 3, 7, 8). По рецепту без варки ещё не пробовала. Бутылка не сохранилась, поэтому даю фото из интернета.

10. Pattex D3 Henkel (Момент) - водостойкая дисперсия, столярный клей для паркета, ламината и для любых других столярных изделий. Можно применять при отапливаемых полах. Клей белый, очень прозрачный после высыхания, водостойкий. Холодный фарфор из него получается творожистый, легко можно переварить, но лепить можно. Лучше добавлять его больше, чем в классическом рецепте. После высыхания холодный фарфор не гибкий, но прочный. Водостойкий. Его хорошо смешивать с другими, более эластичными после высыхания видами клея. По рецепту без варки ещё не пробовала.

11. Pattex palma fa D2 normal Henkel (Момент) - влагостойкая дисперсия, столярный клей для дерева и отделочных материалов. Клей белый, после высыхания прозрачный. Масса для лепки из него получается очень хорошей, эластичной, гладкой. После высыхания холодный фарфор лишь слегка гибкий. Пребывание в воде 6 мин. не выдержал. Из такого ХФ, в принципе, можно лепить всё. Можно смешать с D3, чтобы увеличить устойчивость к влаге. По рецепту без варки ещё не пробовала.

12. Pattex colle vinilica universal flex (Момент) - куплен в Италии. Универсальный пластифицированный клей. Так же подходит для бумажной и переплётной промышленности, можно использовать в качестве фиксатора для красок и шпатлёвок.  После высыхания прозрачный и очень гибкий. Отличный клей для холодного фарфора. Масса из него получается гладкая, эластичная. После высыхания холодный фарфор гибкий. Выдерживает недолгое пребывание в воде.

13. Vinavil Legno Extra colle - специальный клей для древесины, ламината, фанеры, плотницких работ. Влагостойкий. Белый, после высыхания влагостойкий. Полупрозрачный. Холодный фарфор из него получается очень хороший, но не гибкий после высыхания. Первое время немного блестит, потом блеск уходит. В воде выдержал примерно 5 мин. , побелел, размяк, но в кисель не превратился. После повторного высыхания форма сохранилась. Из этого клея я пробовала рецепты ХФ без варки. Вот тут он проявил себя замечательно! После высыхания отлично сохраняется гибкость, прочность, эластичность. Т.к. это клей водостойкий, то такие компоненты, как альгинат и другие могут хуже растворяться. Об этом я писала в статье Холодный фарфор из альгината натрия.

14. Vinavil 59 colle - универсальный клей для склеивания дерева, шпона, фанеры, ламината, бумаги, пробки, холста, плитки и пр. Белый клей, после высыхания полупрозрачный. Масса для лепки из него получается отличная. После высыхания слабо гибкая. Недолгое пребывание в воде выдерживает хорошо. По рецепту без варки ещё не пробовала.

15. Bison wood glue D2 - белый клей, после высыхания полупрозрачный. Клей для древесины, ДСП, ДВП, фанеры, бумаги, картона, клеёнки на тканевой основе. Холодный фарфор из него творожистый, неоднородный. Лучше этот клей смешивать с другими, дающими более эластичную однородную массу. После высыхания не гибкий, но прочный. 6 минут пребывания в воде не выдержал - кисель. Но зато с этим клеем очень хорошо получается холодный фарфор по рецептам без варки. Тогда он остаётся очень гибким и эластичным после высыхания. В нем хорошо растворяется и альгинат, и тилоза, и модифицированный крахмал.

16. Bison super wood glue D3 - белый, водостойкий клей для наружных и внутренних работ. После сушки полупрозрачный. Прочный клей для древесины, прочнее дерева. Можно применять для ламинирования практически всех пород дерева, универсальный. В чистом виде сварить из него холодный фарфор сложно - можно легко переварить, надо добавлять его больше, чем в классическом рецепте ХФ. Холодный фарфор из него получается творожистым. Этот клей лучше смешивать с другими, более эластичными, тогда после высыхания лепестки получаются прочными и гибкими.  В рецептах без варки он остаётся гибким после высыхания. Но в нём практически не растворяется альгинат. Поэтому альгинат лучше растворять в другом клее, а потом смешивать с этим.

17. Ceys textil - виниловый клей для ткани. Это клей немного из другой области. Он не на водной основе. Пахнет не очень приятно. Из него я пробовала холодный фарфор без варки (крахмал, целлюлоза, вазелин, масло). Добавляла сыпучие до тех пор, пока масса по консистенции не стала пригодной для лепки. После высыхания пробник супер гибкий, в воде совершенно не меняется даже цветом. На воду не реагирует совершенно, как резина. Но лепить из него сложнее - липнет и хуже держит форму. Тетраборат (буру) для снятия липкости не добавляла, т.к. тогда у меня его ещё не было.
После него я ещё пробовала другие клеи для ткани: Pentart glue for textile, Pentart junior glue for textile, Stanger textilkleber.  Масса для лепки из них вырисовывается, но требует доработки.

18. Planatol 94/5B - я его брала, как полиграфический. Это универсальный белый клей ПВА на воднодисперсионной основе.
Вот что о нём пишут: 
Клей имеет очень широкий спектр применения за счет своей исключительной адгезии, в том числе в тяжелые поверхности.Основные области применения: изготовление картонной упаковки, складных коробок, пакетов, мешков; приклейка форзаца, шмуцтитула, вставка книжных блоков, изготовление переплетных крышек; наклейка этикеток и бандеролей; каширование; реставрация и ремонт переплетов. Подходит для склеивания: Ацетатная пленка, алюминиевая фольга, целлофан, картон хромолюкс, картон хромэрзац, «слоновая кожа», этикеточная бумага, фетр, ткань, стекло, золотая и серебряная фольга, твердослоистые материалы, дерево, картон, искусственная кожа, мелованная бумага, шерсть, оргстекло, лакированные поверхности, лакированные бумаги и картоны, кожа, лен, этикетки, бумага и гофрокартоны, фотобумага, пергамент, пленка ПВХ, твердые и мягкие ПВХ-материалы, пленки, войлок, полиолефин (с ограничениями).
Холодный фарфор по консистенции из него получается хороший. После высыхания - супер гибкий. Но при лепке плохо держит форму; сохнет намного дольше всех остальных (в некоторых случаях это может стать преимуществом, если надо долго формировать и обрабатывать изделие). Этот клей лучше смешивать с жёстким и быстросохнущим клеем. Возможно, надо попробовать рецепт без термической обработки, предполагаю, что тогда он будет послушнее и сохнуть будет быстрее.  

19. Kelep ragaszto - клей, водный раствор поливинилового спирта. Это не ПВА клей. Он совершенно прозрачен, как вода. Не имеет запаха. После высыхания образует эластичную прозрачную плёнку, очень похожую на полиэтилен. Универсальный клей, применяется для детского творчества, для склеивания бумаги, фотобумаги, тканей, кожи, фанеры, для применения в офисах, бытовом обустройстве дома. Не токсичен. 
Из этого клея получился изумительный, отличный холодный фарфор! Но после высыхания не гибкий, не прочный. В этом клее нет ни каких пластификаторов и добавок. Поэтому рецепт из него надо ещё улучшать, чтобы придать гибкости и прочности после высыхания. Планирую попробовать смешать его с другим клеем; так же в рецепте без варки ещё его не опробовала. 

20. Giotto vinilik - школьный универсальный виниловый клей. Из этого клея холодный фарфор получается очень хороший, но не гибкий и хрупкий после высыхания. В него надо добавлять другой клей для улучшения качеств после высыхания. По рецепту без варки ещё не пробовала. 

21. Pentart junior glue - белый PVA клей для детского творчества, универсальный. Холодный фарфор из него получился какой-то странный. Как будто желеобразный, слегка резиновый, неоднородный. Скорее всего его просто не надо варить, а готовить без термообработки.

22. Pentart universal junior glue - белый, универсальный клей для хобби. Из этого клея варёный холодный фарфор получился тоже не лучшего качества. Так же надо проверить рецепт без варки или смешивать с другим клеем.

23. Technobond D2, D3 - белый PVA клей для столярных работ. Отличный клей для холодного фарфора. Главное его не переварить. Масса получается эластичная, гладкая, послушная. Если переварить - то суховатая и слегка творожистая. Холодный фарфор после высыхания очень гибкий, водостойкий. Я попробовала ещё 4 разновидности этого клея по дереву (т.е. всего 6 видов) - все дают отличный результат, но не все водостойкие. Хорошо смешиваются с другими марками клея. В рецептах без варки тоже хорошо себя зарекомендовали. В D3 альгинат растворяется плохо, как и в других видах клея с маркировкой D3. В Technobond D2 альгинат и другие подобные порошки, о которых я писала в статьях, растворяются хорошо.

24. Soudal 65A D3 - белый клей PVA для дерева, водостойкий. Полупрозрачный. Холодный фарфор из него получается творожистым, после высыхания средне гибким, водостойким. Лучше не использовать в чистом виде, а смешивать с другими видами клея. По рецепту без варки ещё не пробовала, но думаю, что должен получиться гибким и эластичным. 

25. Ponal EXPRESS D2 - белый клей PVA для дерева. Отличный клей для приготовления холодного фарфора. Холодный фарфор получается плотный, очень пластичный, послушный, хорошо принимающий форму. После высыхания очень гибкий и прозрачный. Варить холодный фарфор с этим клеем надо внимательно, т.к. можно переварить. Ещё желательно этого клея добавлять чуть больше, чем по обычному рецепту. Не один к одному (по объёму) с крахмалом. Я делаю так: 1 стакан крахмала и 1,5 стакана клея (можно чуть меньше). Такие пропорции желательны для всех видов клея с маркировкой D2, D3, D4. То же самое относится и к следующему клею Ponal.

26. Ponal SUPER 3 D3+D4 - белый клей PVA для дерева. Отличный клей для холодного фарфора. Холодный фарфор после высыхания очень гибкий и прозрачный. Сырая масса холодного фарфора получается плотной, очень пластичной, послушной, хорошо принимающей форму. Варить холодный фарфор с этим клеем надо внимательно, т.к. можно переварить. Ещё желательно этого клея добавлять чуть больше, чем по обычному рецепту. (См. п.25.)


Если подводить итог этого списка - то в нём упоминается 33 вида клея, которые я тестировала :)). Были и другие, но они не заслуживают особого внимания, да и вспомнить все уже трудно.

Ещё в конце этой статьи хочу добавить информацию о клее, который использовали другие рукодельницы для холодного фарфора. Перечислю некоторые названия:
Leifa, Ponal Henkel, PVA glue Betek, Kleiberit, Rakoll TK-X, Leeho wite glue, Tytan, Лакра, Ирком, Elmers, Pufas, Giotto BIP, Artelit,  и др.

Отзывы читателей о своём опыте использования клея для домашнего холодного фарфора:

Валерия Винк:
"Ирина, даю вам отчет, как вы просили....
много клеев я не пробовала...были пару "no name" клея, то есть простые для творчества...

Но вот один клей, от которого я в восторге, с которым ХФ просто изумительный получается - это UHU Bastelkleber. Тюбик жёлтенький, а крышечка цвета фуксии....и на днях Ponal classic попробовала...понравился.
и вместе 50 на 50 эти два клея мешала: суперрр!!! "

Вот ссылки на статьи замечательных мастеров, где есть обзоры одного или нескольких видов клея:

Pasta di mais - le colle 
Клей для холодного фарфора - маленькое расследование
Клей для холодного фарфора Момент супер ПВА
Лучший клей для варки холодного фарфора 
Все клеи ПВА для холодного фарфора 
Alors, place à la recette et à sa fabrication !!!

О моих платных мастер классах можно узнать здесь: Мои МК/My tutorials