Search this blog

Translate the language:

2017/05/20

Porcelain chrysanthemum. Фарфоровая хризантема, белая. Как лепить цветы из фарфора.

Porcelain chrysanthemum
Porcelain chrysanthemum. 
Фарфоровая хризантема. 
Керамика. Керамическая флористика. Фарфор ручной работы. 
Бисквитный не глазурованный фарфор. Обжиг на температуре 1240°С.
На "живое", реальное воплощение этой керамической хризантемы в фарфоре, в том виде, котором вы её видите, у меня ушло около трёх месяцев. Почему, расскажу ниже.
Мне часто пишут вопросы: "Как лепить цветы из фарфора? Сложно ли это? Большая ли разница в работе между фарфором и другими материалами, например полимерной глиной и холодным фарфором? Пишу некоторые подробности о "закулисных" страстях в лепке фарфоровых цветов. В интернете по этой теме практически нет информации, поэтому делюсь этим рассказом с вами 🌹 .
Я задумала создать такую керамическую хризантему (такого
 сорта), которую ещё не видела ни у одного из мастеров художников по фарфору. Чтобы ни кого не повторять и для проверки собственных возможностей. Говорят "дурная голова рукам покоя не даёт" - это, наверное про меня =)). 
Решила сделать её с узкими, тонкими, плоскими лепестками, с S-образным изгибом (как бы с плавным провисанием лепестков). Для уточнения - ширина лепестков 4-3-2-1,5мм, в зависимости от ряда. Ну и, конечно, на фарфоровом стебле.
Porcelain chrysanthemum
Porcelain chrysanthemum, фарфоровая хризантема 
Идея возникла, в голове постепенно сложился образ и вид цветка. А дальше... Дальше пришлось "инженерить" - скрупулёзно, детально продумывать конструкцию, этапы работы, последовательность действий, приспособления, подходящие инструменты и пр. и пр.
"Инженерить" - это я так шуточно для себя называю процесс, когда сначала формируешь и просчитываешь в мыслях все нюансы, особенности, последовательность работы, какие приспособления, средства, могут понадобиться для реализации очередной "фантазии" или идеи. А потом начинаешь делать тестовые образцы, пробники изделий (если что-то новое, то, как правило одним образцом не обойдёшься). По ходу конкретной очередной работы над образцом всегда приходится вносить корректировки, делать всё заново и так несколько раз =)). Кажется, уже всё просчитала-высчитала, предусмотрела, обдумала, а когда приступишь непосредственно к лепке керамических цветов, всегда случаются непредсказуемые повороты. Часто приходится сначала сделать специальные инструменты, придумывать вспомогательные приспособления, ну, в общем, действительно становиться инженером в некотором смысле =)). 

У фарфоровой хризантемы было несколько предшественниц, "прародительниц", например эта (а до нее ещё несколько, только с ещё меньшим количеством лепестков). Это просто высохший фарфор, ещё без обжига, она сломалась во время обжига:
Porcelain chrysantemum
Ceramic chrysantemum, керамическая хризантема 
 На каждой очередной хризантеме примерно 70% - 80% лепестков во время лепки и соединения ломались, рассыпались, и примерно 20-30% оставались целыми. Жёсткое испытание для нервной системы и выдержки =)). Каждое движение должно было быть выверенным, точным и под постоянным контролем, много раз ловила себя на том, что перестаю дышать, чтобы даже от дыхания не дрогнула рука =)). Кто работает с фарфором, особенно поймёт, о чём я.
Как минимум несколько дней цветок должен высыхать. Во время сушки он тоже может потрескаться, лепестки отломиться, может "повести" форму.

Ещё один вариант, больше лепестков, пробная головка цветка хризантемы, но без стебля, после обжига: 
Porcelain chrysantemum
Porcelain chrysantemum, ceramic chrysantemum

Porcelain chrysantemum
Керамическая хризантема, фарфоровая хризантема 
На первом этапе работы, на первых пробниках, я пыталась добиться того, чтобы слепить из фарфора хотя бы сам цветок (головку хризантемы) и довести его до полной готовности, до выхода из печи. Но и поставить его в печь на обжиг тоже оказалось проблемой - нижние лепестки находятся не в одной плоскости, а провисают, при чём все под разным углом. А сырой (без обжига) фарфор очень хрупкий, "рассыпчатый". Пришлось опять "инженерить" под него конструкцию уже в самой печи. Когда после обжига он остался целым - это был уже большой праздник для меня!

Ceramic chrysantemum, Porcelain chrysantemum
Ceramic chrysantemum, Porcelain chrysantemum 
Следующий этап был ещё более сложным. Надо было слепить цветок со стеблем.  Поставила я себе вот такую задачу-цель, которая не давала мне покоя, даже спать не могла нормально, потому что бесконечно включался мыслительный процесс: "... А что если я сначала сделаю вот это так, а потом то... Нет, лучше, наверное вот так сначала сделать, а то после..., а потом уже вот то...". Мозговой штурм продолжался. 
Ceramic chrysantemum, porcelain
Фарфоровая хризантема, керамическая хризантема 
Сколько ни искала фото подобных работ с керамическими хризантемами мастеров по керамической флористике, фарфоровых флористов скульпторов, в надежде хоть на какую-нибудь подсказку, зацепку, идею, ни чего не нашла.
... Если начать лепить со ствола, а потом на него лепить головку, то ствол разламывается, нельзя приложить ни малейшего усилия для крепления лепестков,  держать в руках и крутить, наклонять,  невозможно. Если слепить головку цветка, то к таким тонким лепесткам уже нельзя даже притрагиваться, не то что взять в руки, чтобы присоединить ствол...
Как сказал в переписке один керамический мастер по лепке из фарфора : "Чтобы слепить один фарфоровый цветок нужен вагон нервов и терпения". Это правда. 

Есть мАстерские, изумительной красоты и тонкости фарфоровые хризантемы. Но они или на металлическом стволе, или совсем без ствола, просто головка самого цветка, или есть ещё варианты тончайших хризантем из фарфора с фарфоровым стволом, но на фарфоровой плашке или тарелке, или вазе, стебель и цветок расположены и закреплены на плоскости. А как её сделать "независимой", вертикальной и ни чем не укрепленной, без подпорок? Как всё слепить и соединить воедино без разрушения, как разместить в печь и обжечь?
 Надо уже начать учиться экстрасенсорным способностям по перемещению предметов в пространстве без физического прикасания к ним ☺️. 

Нашла ещё фото красивых керамических фарфоровых хризантем китайского мастера Ai Weiwei Hon RA в Королевской Академии (там указана цена в английских фунтах стерлингов - нолики до запятой у меня троятся в глазах? 😉☺️☺️
Но лепестки у него по-толще, "расплющены" только к краю, а основание круглое, толстенькое. И они опять же без ствола и листьев... Хотя очень красивые, обязательно попробую что-то подобное. 

Можно было ещё намного больше рассказать обо всех перепетиях процесса создания керамических фарфоровых цветов, но на это потребовался бы о-о-очень длинный рассказ.

Сейчас хорошо понимаю, почему Мастера фарфоровых керамических цветов не дают уроков и мастер классов для всех желающих. Я когда-то перевернула весь интернет, досконально изучала все сайты, страницы, статьи, информацию о мастерах керамической флористики, присматривалась чуть ли не к каждой строке, в надежде увидеть малейший намёк на уроки, готова была ехать на край света, чтобы научиться этому непростому искусству, но увы...

Конечно, речь идёт не о занятиях и уроках "школьной" программы с простейшими техниками "как слепить цветок из глины" (таких видео-уроков по лепке керамических цветов из глины достаточно много в интернете), и о "лубочных" керамических цветах, которые можно купить в каждом втором сувенирном магазине, а именно об эксклюзивных, неповторимых фарфоровых цветах, являющихся произведением тонкого искусства.   
Если посмотреть на цены готовых фарфоровых цветов известных мастеров,  на каждый отдельный вид растения, воплощённого в ботанической фарфоровой скульптуре, то трудно себе даже представить, сколько же могут стоить сами уроки =)), время которое Мастер потратит на нас вместо создания очередного дорогого шедевра. А сколько могут стоить все месяцы напряжённой работы и испытаний, предшествующих выходу готовой фарфоровой ботанической скульптуры?

Как говорят, всё что ни случается - всё к лучшему. Пусть сложным путём, но всех результатов в лепке именно цветов из обжигаемого фарфора я достигла лично своими разработками, умом и трудом, не пользуясь ни чьими идеями и подсказками.
И теперь я, не без некоторой гордости за эти достижения 😌 , могу сказать, что все мои фарфоровые цветы выполнены в собственной, авторской технике керамической флористики, керамической ботанической скульптуры.

Мне периодически поступают запросы из стран Европы, России, Украины, были даже из Пакистана, Индии и Израиля, на проведение занятий по лепке керамических цветов из фарфора. В принципе, уже собралась бы немаленькая многонациональная группа. 
НО ,  я не Мастер и "я не волшебник, я только учусь" - каждая новая идея и модель скульптуры всегда требует ещё новых и более углублённых знаний, разработки новых техник. Кажется, что этот процесс становится бесконечным... Сейчас я занята развитием и совершенствованием собственных технологий и, параллельно, выполнением заказов. 
Поэтому я не даю мастер-классы, курсы, уроки и консультации по лепке керамических фарфоровых цветов и цветов из глины. Возможно, по прошествии скольких-то лет... 😉💐  


- Мои заметки в этом блоге с некоторыми подробностями о том, как работать с фарфором, как лепить из фарфора, и что такое фарфор вы можете найти по общему тэгу PORCELAIN creation technique в меню блога справа.

- Немного о том, есть ли разница между лепкой из керамических масс (фарфора, фаянса, глины,) и полимерных масс (полимерной глины и полимерного холодного фарфора) в статье "Обжигаемый на  1240°C-1300°C фарфор" 

- Мои керамические фарфоровые цветы в галереях фото: "Галерея фарфоровых цветов" 

- О процессе создания фарфоровых лотосов "Aida", разработанных и изготавливаемых мной эксклюзивно для коллекции лимитированного авторского фарфорового сервиза оперной звезды Анны Нетребко "Aida" 

- О работах мастеров керамических цветов, фарфоровых флористах, имена которых известны всему миру


Фарфоровый флорист с мировым именем, Мастер керамической флористики, Владимир Каневский о своей работе с фарфором, о марках фарфора в этом видео.