Search this blog

Translate the language:

2017/04/28

Фарфоровые чёрные лотосы "Аида" специально для коллекции фарфора Анны Нетребко "Аида"

Porcelain black lotus "Aida"
Фарфоровые чёрные лотосы с натуральным золотом. Керамическая флористика.
Эти лотосы разрабатывались и изготавливаются мной эксклюзивно, по заказу салона Imperial Porcelain Wien (Австрия) для авторской лимитированной коллекции фарфорового сервиза "АИДА", разработанного лично Анной Нетребко, известной оперной звездой сопрано. Приобретение чёрных лотосов дизайна "Аида" возможно только в салоне Imperial Porzellan Wien, на официальном сайте, по предварительному заказу.
В статье приоткрою немного завесу рабочего процесса лепки этих керамических лотосов. Мне иногда хочется назвать их мистическими лотосами, потому что Аида... Египет... светящиеся золотом серединка и лепесток, чёрный, тонко звенящий фарфор, в котором, кажется, окаменел священный древний цветок... Фарфоровый лотос...
Для авторской коллекции "Аида" существует три варианта размеров - большой лотос 15x5cm (5,9"x1,9"), средний 6,5x3cm (2,5"x1,2") и маленький 6x2cm (2,3"x0,8"). Чёрный фарфор натуральный, бисквитный, не глазурованный. Лепесток и серединка покрыты натуральным золотом (картинки по клику увеличиваются). Вся работа выполняется полостью вручную, каждый лепесток формируется, вылепливается и прикрепляется отдельно, поэтому двух одинаковых лотосов не существует, они идентичны, но разные.  
Porcelain black lotuses "Aida" by Anri Irene
Porcelain tea-set "Aida" by Anna Netrebko

Porcelain lotuses by Anri Irene 
Когда в мыслях только формировался образ этого фарфорового цветка, его форма, размеры, я размышляла: "Фарфоровые цветы, как украшение стола да и интерьера в целом, это всегда изысканно, благородно, но хотелось бы добавить этим предметам роскоши хоть немного полезной функциональности..."

Porcelain lotuses, ceramic lotuses
Всё пришло по неожиданной случайности, само собой. Когда я лепила цветок, то уже в готовом цветке, но ещё сыром виде, решила подправить серединку, как окончательный штрих, вдавить её немного, и взяла специальный стек да не той стороной. Образовалась ямка-вмятинка по середине. Ой!!!... Я так расстроилась сначала, что цветок уйдёт в брак, поскольку аккуратно выровнять всё в готовом цветке уже не получится - начнут отламываться лепестки от случайных неточных прикосновений. И вовремя пришло озарение - делаю углубление больше, в виде отверстия, и вот она функциональность - лотос подставка под благовония! =)) На фото ниже есть лотосы с курительными палочками.
Лотосы из чёрного фарфора.
Чёрный фарфор в работе. 
Чёрный фарфор "Black Ice" до обжига имеет другой цвет. Когда он совсем сырой, т.е. ещё мокрый - он тёмно серый (на фото цветок слева ближе к нам), высохший - серый, а после обжига чёрный, или графитово-чёрный (на фото в левом верхнем углу). Он немного меняет свой цвет и оттенки в зависимости от освещения. Сушить перед обжигом готовое изделие надо несколько дней, без перепадов температуры, влажности, сквозняков - иначе полуготовые изделия потрескаются и могут даже разломиться.  Да... и мои лотосы разваливались, бывало. Уходишь - целые, сушатся, приходишь - половина с трещинками и трещинами.
Фарфор, как и все керамические массы, теряет свои первоначальные размеры сначала при сушке (усадка) а потом и в процессе обжига, когда происходит плавление и спекание. 
На фото три лотоса серого цвета до обжига, а чёрный лотос - после окончательного обжига (относительная разница в размерах).

Ceramics, porcelain lotuses
 Лотосы проходят три-четыре обжига, т.е. обжигаются в печи на высокой температуре 3-4 раза. Каждый обжиг после запуска печи и выгрузки из неё цветов занимает около 24 часов (сутки и более, в зависимости от объема загрузки). Ох, это время ожидания! Ни когда не знаешь, какой очередной неприятный сюрприз может принести каждый обжиг (взрыв, трещины, пузыри, отвалившиеся или прогнувшиеся, повисшие лепестки, деформация формы, неровности глазури, мутный цвет золота и пр. и пр.)
Подготовка глазури.
Фильтрация через специальное сито.
После полного высушивания слепленных вручную лотосов проводится первый, бисквитный (утельный) обжиг на чуть более низкой температуре - около 1000°C. Чёрный фарфор всё еще остаётся пористым, серого цвета, но приобретает некоторую прочность для зачистки, шлифовки неровностей, нанесения глазури. Надо осмотреть каждый цветочек, нет ли трещинок и пр. Начинается пыльная работа. При ошкуривании фарфора, нанесении глазури необходимо пользоваться специальным респиратором и очками, предотвращающими попадание в лёгкие и глаза микрочастиц фарфора и стекла. Белый цвет на лепестках - сырая глазурь, которая после обжига превратится в стекло и станет прозрачной. Порошок глазури (выглядит он как мел очень мелкого помола) разбавляется водой до нужной консистенции, затем процеживается через специальное мельчайшее сито или фильтр.
Лотосы после обжига с глазурью
на лепестках
Второй и третий (~1250°C) обжиг лотосы проходят на более высоких температурах (температуре плавления, растекания глазури и полного, плотного спекания фарфорового черепка).
После третьего обжига, если глазурь легла ровно, гладко, тонко, наносится препарат жидкого золота для фарфора.
Если глазури будет много, золото в ней "утонет", если мало - золото не вплавится в глазурь, будет тусклым, порошкообразным покрытием, которое легко сотрётся на готовом изделии. 
Препарат жидкого золота для керамики - это специальная жидкость тёмно-коричневого цвета, с химически растворённым золотом и с довольно сильным химическим "ароматом". При работе с ним необходима вытяжка и хорошо проветриваемое помещение. Когда я с ним работаю, посмеиваюсь: "Внимание! Проводится капитальная дезинфекция помещения."
Качественный препарат, с высоким процентным содержанием золота продаётся по миллилитрам и стоит около 900 евро за 100 мл.

Процесс работы с препаратом
жидкого золота. Нанесение на фарфор.
После четвёртого обжига на температуре около ~ 830°C (обжиг золота), после определённых химических процессов, золото из жидкого состояния возвращается в своё первоначальное твёрдое и сияющее состояние.

Фарфоровые лотосы
с "зелёным" золотом
Но во время обжига золота тоже могут возникнуть самые различные проблемы. Вот одна из них, которая и меня не обошла стороной =)). В очередной партии лотосов золото не "вызрело" во время обжига и стало зелёного цвета с разводами! Режим обжига соблюдался абсолютно таким же, как и в предыдущих партиях, препарат золота тот-же... Хм... Причин в подобных случаях может быть несколько и поставить истинный "диагноз" для их устранения, не всегда удаётся сразу. Понервничать и "поломать" голову пришлось изрядно перед тем, как делать следующую закладку новой партии...
Попутно покажу и такие расстройства. А ведь он был уже практически готовым:

Фарфоровый лотос разбился
сразу после обжига
Чёрные фарфоровые (керамические) лотосы "Аида", подставка под благовония: 

Ceramic incense burner holder Lotus. Black porcelain.
Ceramic incense burner holder Lotus. Black porcelain. 
Ceramic incense burner holder Lotus. Black porcelain.
Фарфоровый лотос "Аида". Чёрный фарфор. 

P/S Эта статья не является мастер-классом или уроком по лепке керамических цветов и не является пособием для керамистов. Некоторые термины, используемые на языке профессионалов по изготовлению керамики, заменены на простые и доступные объяснения для более широкого круга читателей.