Search this blog

Translate the language:

2015/03/27

Действительно хороший и проверенный рецепт холодного фарфора. Мой базовый рецепт.

Проверенный рецепт
холодного фарфора
Visit ceramic flowers website http://www.anriirene.com
Хочу поделиться с вами действительно хорошим и проверенным мной рецептом холодного фарфора домашнего приготовления. Так же, в этой статье хочу рассказать кратко о том, какие виды готового ХФ я попробовала, чтобы понять, каким в идеале должен быть домашний холодный фарфор. В самом конце статьи есть видео-тест, каким должен быть по консистенции правильно сваренный холодный фарфор. 
Это один из первых моих рецептов, он очень старый (лет 5-6 уже пользуюсь) и очень проверенный =)).  
Предлагаю ознакомится с информацией в статье "Керамическая флористика", она может быть полезна начинающим.
Вы можете посмотреть Все мои цветы из полимерной глины (холодного фарфора) слепленные в стиле "ботаническая скульптура" "флористическая скульптура"  
Подписывайтесь на мой видео канал в YouTube Anri Irene, чтобы посмотреть мои видео мастер классы. Мой мастер класс по лепке розы из холодного фарфора там же. Приглашаю!  
Этот рецепт для себя я называю своим основным, базовым рецептом холодного фарфора. 
Моя история знакомства с холодным фарфором:
Когда у меня появилось хобби в виде лепки из полимерной глины, я, как и большинство нынешних современных людей, обратилась к интернету в поисках описаний марок, свойств, производителей самозастывающей полимерной глины. До этого я уже имела м-а-а-ленький такой опыт по лепке, но из запекаемой в духовке полимерной глины. 
И вот, в поисках, натолкнулась на такое понятие, как "холодный фарфор" или "Cold porcelain", "cold porcelain clay", "Porcelaine froide", "Porcelana fria", "Francesa porcelanicron", "Cold porcelain o Pasta Francesa", "Pasta di mais", "Dolci Creazione" и т.п. Ну и, попутно, натолкнулась на статьи и форумы о том, что холодный фарфор несложно приготовить самому в домашних условиях. Конечно, мой интерес к этому материалу возрос, т.к. он легко может быть приготовлен дома в любых необходимых количествах, в любое время и отпадает зависимость от магазинов-поставщиков, а так же всегда есть гарантия, что он свежий. 
К моему большому огорчению, не могу на фото показать все работы, которые пробовала лепить, т.к. "умер" жесткий диск на компьютере. Сохранились только те, что были загружены в инете. Но кое-что сохранилось на фотоаппарате, а что-то пополняю уже новыми фото. Поэтому ниже есть некоторые картинки, по которым можно судить о качестве моего самоварного фарфора. 
Чтобы понять, что же это за "фарфор" такой, прежде чем варить, решила, что надо его "пощупать", почувствовать и понять, каким в последствии и в идеале должен быть мой самодельный фарфор. Конечно, для этого пришлось поискать различные магазины и интернет магазины, а потом хорошо потратить денежки. 
Итак, с чем мне удалось познакомиться, т.е. какие виды полимерных самоотвердевающих глин я купила: 
1. FIMO air basic, FIMO air light, FIMO air natural производства Staedtler (Германия). (Так же у них есть и запекаемая полимерная глина, а на самоотвердевающих есть слово air). Все эти "air" действительно после высыхания близки к настоящим глинам, кроме той, где написано light. Это первая "воздушная" марка глины, которую я попробовала. Но там клеем ПВА и уксусом и не пахло. Да и выглядела она совсем не так, как показывают на видео и картинках массу с названием "Холодный фарфор". (Не путайте с Fimo запекаемой в духовке - это совершенно другая масса).
Делаю вывод: Значит она не из серии глин, подобие которым можно сварить дома исходя из рецептов и описаний интернета. 
Поиски и покупки продолжились. На одном из французких интернет- магазинов мне попалось сразу несколько видов полимерной глины-холодного фарфора: 
2. HEARTY SOFT от PADIKO (Япония) - легкая, воздушная, "зефирная", белая и пушистая =)). Значит тоже не "оно". Картинка высохшего Харти здесь 
3. EFAPLAST Flexsible Modellier (Германия) - очень легкая, воздушная, белая, после высыхания очень гибкая. Тоже не тот холодный фарфор, о котором пишут домашние рецепты. Картинка высохшего Эфапласта здесь
4. Vitrium Opaue Air-Dry Resin Clay (Япония) - на ней написано, что предназначена для изготовления миниатюр, скульптурок, а так же бижутерии. Ну вот, кажется это то, что близко к домашнему холодному фарфору. Легкий запах кислинки (уксуса?). Масса плотная, тяжеленькая, довольно-таки тугая, гладкая, чем-то похожа на качественный пластилин. Цвет не белый, а слегка прозрачно-молочный. Запах слегка кислоты, но сильнее ощущается горьковатый запах алкоголя. Возможно, в составе есть какие-то смолы. После высыхания очень гибкая. Первый ориентир для 
варки появился. Картинка высохшего Витриума здесь.
5. WePam notre Porcelaine a modeler (Франция) - тоже для фигурок и других изделий. Тоже лёгкий запах кислинки, плотная, тяжеленькая, гладкая, тугая, похожая на хороший восковой пластилин, но помягче чем предыдущий Vitrium. Так же, как и у 4-той легкая полупрозрачность и молочно-сливочный цвет. После высыхания гибкая. Картинка высохшего Вепама здесь.
6. LaDoll от Padico (Япония) в розовой упаковке - белая, на основе целлюлозы, с ворсинками, непрозрачная, потяжелее чем Фимо лайт или Харти. Не похожа на холодный фарфор совсем. Ближе к глине. Тем более, на предыдущем Вепаме прямо написано в названии - холодный фарфор. Картинка высохшего Ладолла здесь.
Два образца готового холодного фарфора у меня уже есть - это Vitrium и WePAM. Но я ещё ждала посылки из Испании и из Чехии. К слову, я живу не в России, поэтому и покупки мои не из Российских интернет магазинов. Некоторые виды холодного фарфора, что продаются в России, здесь не сертифицированы и не продаются, поэтому я не могла их "попробовать". 
7. Porcelana en Frio от Lydia Mayne (Испания) - само название говорит за себя - Холодный фарфор. Производитель его позиционирует в первую очередь для лепки цветов, а потом и всего остального. Ура! - прибыл еще один образец холодного фарфора. Масса похожа на 4 и 5 (Вепам и Витриум) - тугая, плотная, полупрозрачная, чуть мягче, чем Витриум и Вепам. Запах тот-же - уксусом. 
8. CLAYCRTAFT BY DECO AIR DRY (Япония) - пришла и из Чехии посылочка. Это тоже не холодный фарфор. Масса белая, легкая, шелковистая, воздушная. 
Когда-нибудь найду время, чтобы написать обо всех этих глинах и фарфорах статейку со сравнением свойств, ощущений, возможностей и пр. Сейчас коротко могу сказать только, что из всех вышеперечисленных глин цветы лепить можно, кроме FIMO air natural и LaDoll. 
Наилучшие из этого списка для лепки цветов - это Vitrium, Wepam, Porcelana en Frio - дают наиболее реалистичный эффект, потом идут остальные по списку которые легкие, воздушные, белые "зефирные" (1-2-3-8). 
Статья у меня получается больше обзорная по холодному фарфору и полимерной глине, чем "рецептурная". Но я уже приближаюсь к зерну основной темы. 
Прочитав различные рецепты и рекомендации в интернете, посмотрев картинки и видео, в т.ч. и на иностранных сайтах, стала анализировать и выбирать наиболее удачный вариант, формируя в мыслях собственный рецепт холодного фарфора. Начало экспериментов с рецептами было положено в 2011 году. =))
Первое, с чем я определилась, это то, что в моём фарфоре обязательно будет в составе стеарин или парафин (свечки). Мне подумалось, что именно из-за него будет меньшая усадка и хрупкость после высыхания, а так же добавится плотность и эластичность. Может я и не права, но мне очень нравится результат. Я сейчас уже и не помню, откуда у меня именно этот рецепт, или он где-то есть со всеми теми же ингредиентами, или я соединила в один рецепт несколько... 
Вот такой он получается (и так сырой держится в вертикальной плоскости, не падает и не сгибается):
Отличный домашний рецепт холодного фарфора

Вот этому листочку-пробничку из моего холодного фарфора уже почти четыре года, а он всё такой же прочный и эластичный:

Вот так он свободно скручивается и раскручивается: 

Все остальные составляющие у меня тоже были куплены раньше для других целей. Клей в наличии был только тот, который продается в магазинах для детского творчества ПВА (ПолиВинилАцетатный), называется Creative Kids (Creative Clue) универсальный, для склеивания бумаги, картона, кожи, стекла, дерева и пр. Бутылочки расфасованы всего по 35 грамм. У меня их в запасе было 2-3 штучки. Посмотреть на бутылочку можно здесь
...Небольшое отступление: В последствии, из любопытства (или любознательности?),  я перепробовала более 60-ти вариантов рецептов варки холодного фарфора, пробуя и используя разные виды клея, крахмала и других составляющих, смешивая, комбинируя и пр. и пр. В моей копилке опыта есть пробы кукурузного, картофельного, пшеничного, рисового крахмала для приготовления домашнего холодного фарфора. Могу сказать с совершенной уверенностью, опираясь, конечно, только на собственный опыт -
холодный фарфор получается из любого доступного крахмала!  
Главное - хороший клей и сорт крахмала (экстра и высший). Подробнее о клеях и крахмалах напишу чуть позже в другой статье... Так же можно попробовать сделать домашний холодный фарфор белее. 


Вот они, "пробнички", которые я стараюсь сохранять. 
Пробники холодного фарфора по домашним рецептам
 Рецепт с объёмами по целому стакану ингредиентов пришлось пересчитывать-высчитывать на количество имеющегося у меня на тот момент в наличии клея. Но это и хорошо, я и теперь чаще всего варю небольшими порциями по тем расчетам количества, что рассчитала когда-то. И вымешивать удобнее и лучше получается, и, если испортишь чем-то, то и выбросить не так жалко. 
Прошло около четырёх лет с момента первых испытаний. Все высушенные образцы хранятся у меня до сих пор и остаются неизменными по цвету, гибкости, прочности и пр.  
Хочу особо отметить тот факт, что у меня ни разу ни один цветок хоть крупный, хоть мелкий не трескался при высыхании. Пробовала делать "булочки-батончики" (фото ниже) длинной примерно 2 см и толщиной 1-1,5 см. и, намеренно сушить на горячей батарее. При такой сушке есть очень большая вероятность растрескивания фарфора, т.к. верхний слой высыхает очень быстро, а внутренний остаётся ещё сырым и, влага прорывается через верхний подсохший слой, образуя трещины. Ни каких трещин у моего самоварного фарфора не было. Причём, в последствии, клеи ПВА для холодного фарфора я использовала разные, с некоторыми масса получалась замечательная, с некоторыми средненькая... Варю только в печи СВЧ (микроволновке). Попробовала и на водяной бане, и на сковородке  (даже сковородочку специально для этого прикупила) - не понравилось. В микроволновой печи получается лучше всего и легче всего (это для меня, а кому-то удобнее плита - кто как приспособился). Да и момент клейстеризации крахмала и полимеризации клея мне так легче контролировать, по секундам. 
Вот они, "булочки-батончики", сушенные и на горячей батарее и просто при комнатной температуре. Цвет разный, т.к. разный клей, разный крахмал, а некоторые вообще с желтым пчелиным воском:
Пробники холодного фарфора
С самого первого пробного раза у меня получилась отличная, отвечающая всем требованиям к холодному фарфору масса. Тем более, у меня было с чем сравнивать - 3 образца готового холодного фарфора от разных производителей из разных стран. Моей радости не было предела!
Потом я поняла, что одну из важнейших ролей в моём первом успехе сыграл именно удачный и подходящий клей. Крахмал на моей кухне был именно кукурузный высшего сорта. Я везунчик =)). Про разные виды крахмала для холодного фарфора, я написала статью "Хороший крахмал для холодного фарфора" - она может пригодиться тем, кто не решается варить холодный фарфор из картофельного крахмала, так же там есть информация про рисовый, тапиоковый и пшеничный крахмал и холодный фарфор из них. 
Чем мне нравится холодный фарфор по этому рецепту, это то, что он не трескается, не липнет к рукам и инструментам, хорошо принимает и держит форму, полупрозрачный, эластичный, легко заглаживается, при лепке не подсыхает так быстро, как покупной, поэтому можно спокойно и без спешки формировать лепесточки или другие детальки. Из него же можно лепить и фигурки, т.к. он не трескается - вот фото довольно крупного предмета, сформированного из холодного фарфора, сваренного по моему любимому рецепту (внутри нет ни каких облегчающих материалов в виде комка фольги или пенопласта и пр. - слеплено полностью из холодного фарфора). Это высушенный образец из слегка подкрашенной массы бежевым цветом. Как видите, нет ни одной трещинки и он очень гладкий:
Большие фигурки из холодного фарфора
Вот так он выглядит высушенным неокрашенным и не тонированным:
Холодный фарфор из картофельного крахмала

Итак, основные мои правила в приготовлении холодного фарфора:
1. Никогда не добавлять воду в массу - ни "до" не "после". Даже если фарфор переварен случайно, я крошу его и по-немногу, добавляя клей (не воду!), замешиваю. Потом можно добавить ещё немного крема, но опять же не воды. Единственный вид воды в моей массе - это чайная ложка лимонного сока. 
2. Никогда не вымешивать сваренную массу в крахмале, и никогда не добавлять сырой крахмал в готовую массу для загустения, если она не доварилась, очень мягкая и липнет. Лучше подварить ещё немного, или отдельно сварить порцию массы по-туже и смешать потом. От сырого крахмала масса может трескаться, да и сама структура уже меняется. Ведь крахмал, обработанный теплом превращается в липкий и прочный клейстер, а сырой крахмал - это просто сыпучий порошок, который ни как не проявляет свои клеевые свойства, а является просто наполнителем для клея. 
3. Вымешивать массу холодного фарфора после приготовления долго и тщательно до полнейшего остывания, и еще месить холодную какое-то время и, только потом заворачивать в пленку или пакет. 
3. Всегда добавлять натертую мелко свечку (иногда смешиваю стеарин и парафин 50/50), ещё лучше чистый стеарин.  
4. Не хранить готовую массу в холодильнике. Не хранить в том месте, куда попадает солнце или близко тепло батарей. Хранить в плотно завернутой плёнке, обмазанной кремом (я использую Нивея для рук в синей баночке) и в пищевом контейнере, который плотно закрывается.  
5. Т.к. я варю в микроволновке, то варю короткими промежутками времени, каждый раз хорошо вымешивая перед каждым следующим заходом на прогрев. 
Какие ещё ошибки могут быть в приготовлении холодного фарфора в домашних условиях вы можете почитать в статье "Как и чем можно испортить холодный фарфор".  

А вот и состав моего базового и проверенного рецепта холодного фарфора:

1. Клей ПВА ( универсальный, для дерева, бумаги, картона, ткани, кожи и пр.)  - 2 столовые ложки. Я использую специальные мерные ложки (набор). Они такие кругленькие, как маленькая чашечка и подписаны: 1 tablespoon = 15 ml.  (1 столовая ложка - 15 миллилитров). 
2. Крахмал - 2 столовые ложки без горки (любой, главное "экстра" или высший сорт). Если клей жидковат, то можно крахмала с малюсенькой горочкой. Если наоборот, клей очень густой, то добавляю клея с горочкой, т.е. чуть больше, чем крахмала. В этом пункте каждому придётся опытным путём приспосабливаться к густоте клея. Первый раз лучше попробовать ровно 1:1 клея и крахмала и, по готовой массе уже понять требуется ли добавить чуть больше крахмала, или наоборот, клея. 
3. Глицерин (Как пластификатор и от быстрого пересушивания массы) - 1 чайная ложка (моя круглая мерная ложечка - 1 teaspoon = 5 ml)
4. Лимонный сок 100% (Консервант) - 1 чайная ложка (сок продаётся в магазинах в таких бутылочках-бомбочках) Можно развести лимонную кислоту, или добавить уксус. Но мне нравится с лимонным соком. Он приятно пахнет. 
5. Вазелин (Как пластификатор, уплотнитель, наполнитель, удерживает влагу, уменьшает липкость) - 1/4 чайной ложки  ( 1/4 teaspoon = 1,25 ml - тоже у меня такая мерная ложечка)
6. Парафин + стеарин 50/50 - 1/4 столовой ложки (Для повышения прозрачности и гибкости). Но лучше чистый стеарин (стеариновая кислота, можно стеариновые свечи) Натертый на мелкой терке.  У меня он всегда успевает расплавляться, комочков в готовой массе не бывает. 
Думаю, что главное надо его мелко-мелко натереть. Парафин добавлять не обязательно, если вы используете детское масло, в составе которого уже есть жидкий парафин.  
7. Детское масло - 1/4 чайной ложки (Для пластичности, гладкости и однородности массы) (1,25 мл). У меня Джонсонс Беби. 

Если готовлю массу из 1 стакана клея + 1 стак. крахмала (объём стакана - 200 мл.), то всех остальных компонентов добавляю по 1 столовой ложке. Всё легко запоминается.  Время варки в этом случае в СВЧ (микроволновой печи 800 W) с остановками на перемешивание 30 сек->; 30 сек->;20 сек->;10 сек. 

В итоге, после приготовления масса должна получиться довольно плотная, но не крошиться, тянуться, хотя бы слегка ("тянучесть" тоже зависит от клея). И, мой тест после приготовления - масса в сыром виде должна уметь "стоять" (как на фото выше). Бывает так, что сама масса тянется плохо, но качество фарфора все равно хорошее и, в готовом высушенном виде получаются отличные лепесточки.
Мерные ложки, которыми я пользуюсь:

Вот это семь моих основных "нот" - семь основных составляющих отличного холодного фарфора. От них зависит конечный результат. Весь этот базовый набор так называемых продуктов для холодного фарфора у меня есть всегда в моей "потребительской корзине" фарфоровара =)). Далее могут быть вариации на тему о варкехолодного фарфора из различных дополнительных ингредиентов и продуктов, но это будет уже отдельная статья, т.к. эта получилась длинная. 
Ну и в завершении, сама технология варки холодного фарфора в микроволновой печи (СВЧ):
1. Сначала смешиваю все "текучие", т.е. жидкие составляющие и крахмал в такой последовательности ->; крахмал (т.к. мерная ложка ещё сухая, потом ей же отмеряю клей) ->; клей ->;слегка перемешиваю - глицерин ->; перемешиваю ->; лимонная кислота ->; перемешиваю ->; детское масло ->; перемешиваю. Все это тщательно перемешиваю, чтобы не было комочков крахмала. Как тесто на блинчики растираем. 
2. Затем добавляю густые и сыпучие составляющие - вазелин и парафин. Добавляю позже, после хорошего перемешивания всех жидких с крахмалом, потому что тертый парафин, хоть и мелко натертый выглядит комочками и, если его добавить сразу, то будет не ясно, что за комочки в смеси - крахмал нерастертый или парафин. То же с вазелином. 
3. На мой взгляд оставлять приготовленную смесь разбухать на какое-то время нет смысла (по крайней мере я ни когда так не делаю), потому что крахмал, в отличие от круп и муки имеет другие свойства и просто в жидкости не разбухает, а разбухает только при воздействии довольно высокой температуры (примерно от 50 до 80 градусов С - у разных крахмалов разная температура клейстеризации). Можно и оставить "набухать", но для того, чтобы просто размокли и разошлись комочки (а можно и просеять крахмал). Если вы уверены, что хорошо все перемешали и комочков нет, то можете сразу продолжать приготовление в СВЧ или на плите. Мне на плите не нравится, т.к. в микроволновке смесь прогревается равномернее да и быстрее намного. 
4. Посуда. Я использую пластиковый (или полиэтиленовый, не знаю точно, что это за материал, но как капроновые крышки примерно, только плотнее и твёрже) многоразовый контейнер для хранения продуктов. Они бывают обычно с такими толстыми стенками и обычно продаются с крышками. Не путайте с одноразовыми контейнерами для продуктов, в которых например, продаются в супермаркетах всякие салатики и пр. Лучше, если чашечка будет круглой - так легче перемешивать загустевающую массу. В стеклянной чашке мне не понравилось - к ней сильнее липнет и отмывать сложно. Если переживаете об испарениях, то прикройте контейнер его же крышечкой, только не закрывайте "намертво". Ложка или лопатка нужны прочные, не гнущиеся. Можно использовать деревянные, только не с тонкими ручками. 
5. Температурный режим. У меня одна микроволновка - мощностью максимум 750 W (в квартире), а на даче - 800 W. Получается и в той и в другой. Выставляю СВЧ печь на максимум и ставлю массу на 5-6 секунд. Объём массы по рецепту маленький, поэтому такие короткие промежутки. (Если объем массы увеличиваю вдвое, то и время увеличиваю вдвое - уже 10 сек. и т.п.). Достаю, хорошо перемешиваю, если образовались первые загустевшие комочки, разминаю их. Ставлю ещё на 6 сек, ещё раз хорошо перемешиваю-переминаю, т.к. масса становится уже по-гуще. Ставлю ещё на 5-6 сек. Вот тут она уже практически готова. Разминаю и перемешиваю насколько возможно, в этот раз перемешиваю уже по-дольше. Она уже отлипает хорошо от стенок и собирается в один комочек. Если не липнет, мну уже в руках и смотрю, насколько она ещё мягкая. Иногда оставляю такой, а иногда ещё ставлю на 5 сек. Т.е. я уже не считаю, сколько раз ставлю, а смотрю по готовности самой массы ( время ещё зависит от крахмала и клея). Обязательно надо учитывать, что пока холодный фарфор горячий, он по-мягче, а после полного остывания и вылеживания станет плотнее, тверже и суше. Поэтому, в первый раз лучше чуть недоварить и оставить вылежаться. Если и на следующий день она останется слишком мягкой, то так же прогревайте в СВЧ по 3-5 секунд для того, чтобы она загустела. Главное - не передержать! Иногда одна  лишняя секунда всё портит. 
5. Вымешивание, крем и хранение. Я вымешиваю холодный фарфор в креме для рук Нивея, который в синей баночке. Честно говоря, ни когда не отмеряю и не отмеряла количество крема. Просто беру указательным пальцем комочек примерно с маленькую фасолинку, растираю на ладони, беру холодный фарфор и вымешиваю прямо в ладонях, не на столе. Потом ещё с фасолинку и дальше перемешиваю. Если масса не липнет и мягкая, то больше не добавляю. Если получилась плотноватая, т.е. переваренная слегка, то беру еще крема. Вымешиваю до полнейшего остывания, обмазываю комочек тонким слоем крема и заворачиваю плотно и туго в пищевую пленку. Сутки она лежит, на следующий день ещё раз перемешиваю и ещё оставляю на сутки. Хотя лепить уже можно. Можно лепить и сразу после приготовления и остывания, но я заметила, что после вылёживания нескольких суток она становится все лучше и лучше. Хранится она у меня при комнатной температуре в ящике стола, опять же в плёнке и в пищевом плотно закрытом контейнере. 

Если холодный фарфор получился хорошим, но после нескольких дней высыхания лепестки стали хрупкими, попробуйте вот такой мой рецепт: "Как улучшить ломкий холодный фарфор" 
Или, если ХФ не получился, возможно были допущены ошибки при приготовлении, статья       " Как и чем можно испортить холодный фарфор. Ошибки при приготовлении" 

Ещё одна тонкость, или хитрость, которую я часто использую - добавление натуральных Эфирных Масел (ЭМ) в холодный фарфор. Большинство думают, что ЭМ используется просто как ароматизаторы. Но это не совсем так. Известный мастер Алан Данн в своих рецептах рекомендует добавлять ЭМ эвкалипта для повышения эластичности массы и снятия липкости во время лепки. Но такой эффект дадут только 100%  натуральные эфирные масла, т.к. у них очень сложный химический состав с определённым набором огромного количества элементов, повторить и синтезировать который химическим путём ещё не удалось ни кому в мире. Кроме ЭМ эвкалипта я добавляю герань, левзею (литзея), бергамот, шизандру (лемонграсс) и подобные. У этих эфирных масел есть несколько общих компонентов, входящих в состав, поэтому они дают примерно один и тот же эффект для пластичности и эластичности холодного фарфора. 
При добавлении ЭМ обратите внимание, чтобы они не были жёлтого цвета (например мандарин, апельсин и пр.), иначе ваш ХФ тоже уже не будет белым. 
Добавлять эфирные масла можно только в остывший готовый холодный фарфор, иначе они теряют свои основные ценные свойства. На шарик размером с грецкий орех можно добавить примерно 3-5 капель ЭМ, но можно и больше, в зависимости от качества сваренного холодного фарфора. 
Я уже очень много лет увлекаюсь ароматерапией, ЭМ у меня везде - в шампунях, кремах, лосьонах, аромалампах, пище. Поэтому я была несказанно рада, когда узнала, что их можно добавлять и в ХФ. Лепишь и заодно получаешь сеанс ароматерапии - вдыхаешь прекрасный аромат и получаешь пользу для кожи рук и ногтей. В совокупности полнейший релакс - психологический,  ментальный и физический! =)). 

Листочки из моего любимого холодного фарфора домашнего приготовления (надеюсь, на фото видны полупрозрачность и возможность тонкой раскатки):



Кажется, рассказала, что смогла о своём личном опыте и рецепте домашнего холодного фарфора. Конечно, первый создатель этого рецепта не я, но я называю его своим, потому что пользуюсь именно им. Может кому-то мои сотые, а то и тысячные из общего числа, советы, помогут создать отличную массу для лепки, под названием холодный фарфор, который, в свою очередь, позволит реализовать свои творческие порывы и таланты. 
Для примера розочки из моего домашнего холодного фарфора. Еще раз оговорюсь, я далеко не мастер, а только начинающий, поэтому, возможно есть какие-то ошибки в технике лепки, форме и пр. Но, качество самого фарфора можно увидеть:


К слову, о названии массы. Лично я для себя определила так - холодный фарфор - это масса для лепки (хоть покупная, хоть домашняя), которая по структуре, консистенции, составу, свойствам, цвету, ощущениям при лепке и готовым видом после высыхания похожа на холодный фарфор домашнего приготовления, который с клеем ПВА и крахмалом. Тем более, что на многих готовых массах с подобными свойствами производители зачастую так и пишут - "Холодный фарфор". А все остальные массы (о некоторых из них я писала здесь выше), "зефирки", например - это самозастывающая или самоотвердевающая полимерная глина. 
P/S - а вот и статья нашлась в подтверждение на французкой WIKI - что же правильно называть холодным фарфором: "Porcelaine froide - нетоксичная податливая масса для моделирования, которую можно сделать самостоятельно. "Холодный фарфор" не имеет ни чего общего с реальным фарфором. Он близок по своему составу к солёному тесту и изготавливается из растительных продуктов, крахмала и клея, но результат не тот же самый. Высыхает на воздухе без последующего приготовления (запекания).
Не следует путать с Фимо и полимерной глиной. 
Это тесто пришло из Латинской Америки , где есть журналы, семинары и специализированные телевизионные программы. Наиболее известных модельеров холодного фарфора также можно найти в этих странах: Аргентине и Бразилии (Iara Оливейра, Хорхе Rubbice, Летиция Суарес дель Серро, Анна Модуньо, Wilson Кабрал, Флавия Nobrega, Bety Artesanias, Фабиана Симонетти, Диего Дутры и т.д.).
Состав: виниловый клей (Cléocol Cléopâtre или Bib extra-forte séchage rapide Giotto или vinyl'Ecole), кукурузный, картофельный или рисовый крахмал, растительное масло (рапсовое) или минеральное масло (глицерин, парафин), лимонный сок или белый уксус для сохранения. Легко готовится в микроволновой печи или на сковороде с антипригарным покрытием, подкрашивается гуашью, акрилом, пигментами или масляной краской."  
А ещё, тут же, в википедии есть ссылка на рецепт французкого холодного фарфора от производителя. 
Некоторые фотографии моих экспериментов прошлого времени сохранились, вы можете посмотреть их в моём, небольшом пока, фотоальбоме на Яндексе, который буду пополнять уже свежими фото. 
Если у вас, читатели этой статьи, возникнут вопросы, пишите ниже. Я не так часто бываю в интернете, но, при первой возможности постараюсь вам ответить. 
Всем-всем единомышленникам и товарищам-экспериментаторам фарфороварщикам желаю большой удачи и успехов! =))
Некоторые рецепты от зарубежных мастеров можете посмотреть в Каталоге сайтов  - я постепенно добавляю сюда интересные, на мой взгляд, сайты. 
Видео-ролик от известного французкого мастера по холодному фарфору Natasel - каким должен быть правильно сваренный холодный фарфор. Тест на растяжение и разрыв массы:
Первый комочек - правильно сваренный холодный фарфор.
Второй комочек - недоваренный холодный фарфор.
Третий комочек - переваренный холодный фарфор.
И ещё одно видео - как должен выглядеть "правильный" холодный фарфор:

P/S. У меня появились ещё совершенно новые, но уже проверенные рецепты холодного фарфора или домашней полимерной глины. В них используются новые компоненты, которые не применяются в классическом рецепте холодного фарфора. Возможно вам тоже будет интересно. Но сначала советую попробовать добиться хорошего результата при приготовлении классического ХФ.